О третьем дне российского этапа #vgikfest
Глеб Кольцов
____________________
Блок показов мастерской неигрового кино С.В. Мирошниченко, С.Л. Зоновой открыл фильм «Кай» Екатерины Велиховой. Название картины отсылает к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Это сделано не зря, ведь фильм повествует о жизненном пути и взаимоотношениях родных брата и сестры, разделенных обстоятельствами. Неблагополучная семья, нелегкая жизнь у бабушки, детские дома, порки ремнем и психологическое насилие не надломили героя, но закалили - это видно по глазам и речи. При этом в сердце Кая попал злополучный осколок зеркала злого тролля из сказки Андерсена: попав в приемную семью, он не хочет поддерживать связь с родной сестрой, не хочет заводить в будущем семью, не хочет становиться отцом. Фильм проникнут легкой печалью, но оставляет приятное послевкусие.
Невероятно проникновенная лента "МАМ!" Ваге Микаелян рассказывает трагическую историю матери, потерявшей сына в вооруженном конфликте в Нагорном Карабахе. Интервью перебивается кадрами природы, сельской школы, портретами мальчиков. А ведь именно эти дети могут стать очередной жертвой во вспыхнувшей с новой силой войне. Отдельное спасибо за прекрасное музыкальное сопровождение – печальный женский вокал на армянском языке трогает до глубины души.
Двор Нельсона в Санкт-Петербурге на улице Полозова давно стал достопримечательностью. Настоящее это искусство или же китч? Героя фильма «Нэльсон» Никиты Сташкевича, вероятно, устроил бы и тот и другой ответ. «Я никогда не буду художником, я никогда не буду поэтом, я никогда не буду певцом – я буду творцом» – говорит Нэльсон в фильме. Интереснее творения оказывается сам творец – свободолюбивый, отрицающий любое планирование и позиционирование – Нэльсон это Нэльсон. Любое добавление, характеристика, вроде «художник» или «сумасшедший» окажется неправдой, или, скорее, правдой, которая стремится к неправде, бесконечно нивелируется и тянется к нулю.
Двадцатипятиминутная панорама жизни одной многодетной башкирской семьи – фильм «Песчинки» Кристины Александровой. Метод режиссера приближен к вертовской «жизни врасплох»: режиссер наблюдает и не вмешивается, снимает как важные, так и второстепенные детали, зачастую – людей, сконцентрированных на каком-то деле (некогда отвлекаться на камеру). Как режиссеру (и оператору в одном лице) удалось настолько войти в доверие, что люди не обращают внимания на человека с камерой у себя дома? При том, что в семье 11 детей. Фильм вызывает очень противоречивые эмоции. Поразил рассказ о смерти одного из детей, которого закопали в песок мальчишки. Смотреть фильм тяжело, но работа режиссёра того стоит.
Все фильмы мастерской можно найти на кинопоиске:
"Песчинки" (реж. Кристина Александрова) - https://www.kinopoisk.ru/film/1405912/
"Нельсон" (реж. Никита Сташкевич) - https://www.kinopoisk.ru/film/1405900/
"Кай" (реж. Екатерина Велихова) - https://www.kinopoisk.ru/film/1405913/
"МАМ!" (реж. Ваге Микаелян Ваге) - https://www.kinopoisk.ru/film/1405901/
(Обратите внимание, что фильмы можно посмотреть, если есть подписка на Кинопоиск. Первый месяц бесплатно, если что ;)
____________________
Подписывайтесь на наш тг канал https://t.me/posttiter